Смазочные свойства масел – общее название нескольких свойств масел, влияющих на процессы трения и изнашивания трущихся поверхностей в машинах. Основными из них являются: антифрикционные, влияющие на величину коэффициента трения; противоизносные, влияющие на уменьшение износа трущихся поверхностей при умеренных нагрузках; противозадирные, предохраняющие поверхности от задира и заедания в условиях высоких нагрузок и высоких температур.
Для современных двигателей все чаще стараются использовать масла с модификаторами трения, позволяющими снизить коэффициент трения между трущимися деталями с целью получения энергосберегающих масел. Наиболее известные модификаторы трения – графит и дисульфид молибдена. В современных маслах их очень сложно использовать, поскольку эти вещества нерастворимы в масле, а могут быть только диспергированы в нем в виде маленьких частиц. Это требует введения в масло дополнительных дисперсантов и стабилизаторов дисперсии, однако это все равно не позволяет использовать такие масла в течение длительного времени. Поэтому в настоящий момент в качестве модификаторов трения обычно используют маслорастворимые эфиры жирных кислот, обладающие очень хорошим прилипанием к металлическим поверхностям, формированием на них слоя молекул, снижающих трение.
Противоизносные свойства масел обеспечиваются их смазывающей способностью (липкостью, маслянистостью) – способностью масла создавать на металлической поверхности деталей очень прочную адсорбированную пленку.
Электрополярные молекулы масла в процессе своего хаотического движения попадают в силовое электрическое поле металлической поверхности трения и формируют на этой поверхности ориентированный адсорбционный слой. Однополярные заряды на границе соприкосновения слоев дополнительно создают расклинивающее действию. Высокой смазывающей способностью обладают смолы, асфальтены, соединения серы и высокомолекулярные органические кислоты.
Противоизносные свойства масел оцениваются такими показателями как показатель износа и критическая нагрузка, которые определяются на четырехшариковой машине трения. В узле трения машины, размещается пирамида из четырех контактирующих друг с другом стальных шариков. Три нижних шарика пирамиды закреп-лены в чаше с испытуемым маслом, а верхний шарик, закрепленный во вращающемся шпинделе машины, прижимается к нижним с определенным усилием.
Показатель износа это среднеарифметическое значение диаметров пятен износа нижних шариков, мм в условиях нормированных осевой нагрузки Р, температуры и времени испытания.
Критическая нагрузка это минимальная осевая нагрузка, н при которой величина диаметров пятен износа нижних шариков резко начинает расти.
Противозадирные свойства масла характеризуются его способностью формировать на металлической поверхности детали хемосорбированной пленки 2 (1- адсорбированная пленка).
Для придания этих свойств трансмиссионным маслам, особенно маслам для гипоидных передач, моторным маслам (для снижения износа пар кулачок-толкатель) в них вводят противозадирные присадки. В условиях высокой удельной нагрузки гидродинамический режим смазки на микроучастках заменяется режимом смешанного трения (сочетанием сухого и жидкостного трения), что вызывает вспышки высоких температур на этих участках. В таких условиях нагретые микровыступы шероховатостей металлических поверхностей при соприкосновении свариваются. При резком подъеме температуры ("вспышках" температуры) противозадирные присадки образуют на микроучастках фрикционного взаимодействия поверхности пар трения соединения с металлами. Эти соединения при обычных температурах представляют собой твердые вещества, но в условиях "вспышек" температур они являются смазывающими веществами, обеспечивающими скольжение контактирующих металлических поверхностей. Это предотвращает сваривание и задир. Атомы фосфора, серы и хлора противозадирных присадок – основные агенты, которые в зависимости от своей реакционной способности вступают в реакции с металлами в условиях трения (температура, давление).
Система выпуска отработавших газов
В нашем двигателе на процессы выпуска отработавших газов и наполнения цилиндра воздухом отводится всего 130—150° ПКВ. Это обстоятельство создает трудности для хорошей очистки цилиндров от отработавших газов и наполнения его свежим зарядом воздуха. Кроме того, в двухтактных ДВС отработавшие газы из ...
Требования безопасности при ТО и ремонте
Рабочее место для дефектации деталей кривошипно-шатунного механизма трактора располагается на учебном полигоне. Возможные опасные факторы: - опасность механического травмирования инструментами, приспособлениями, тяжелыми деталями кривошипно-шатунного механизма, такие как коленчатый вал, блок цилинд ...
Причальный фронт морского порта
Одним из основных и неотъемлемых элементов порта является причал, на котором осуществляется весь комплекс работ по швартовке и ремонту (причалы СРЗ) судов. Причальный фронт — это гидротехническое сооружение, предназначенное для надежной стоянки судов во время их обслуживания в порту. Участок причал ...