В зависимости от организации практических занятий могут быть фронтальным и нефронтальным. При фронтальных практических занятиях все студенты группы выполняют одинаковое задание; работая на однотипном оборудовании индивидуально или небольшими звеньями. Фронтально должны проводиться, прежде всего, практические занятия, предваряющие или сопровождающие изучение учебного материала на практических занятиях. Возможно, и желательно фронтальное проведение практических занятий, завершающих изучение соответствующего учебного материала.
Фронтальная организация практических занятий имеет ряд преимуществ: работы можно проводить непосредственно: после изучения соответствующей темы программы, переходя последовательно от простых к более сложным значительно облегчает руководство студентами и наблюдение за ходом выполнения работ; имеется возможность проводить групповой инструктаж. К недостаткам следует отнести необходимость большого количества одинакового оборудования в лаборатории.
При нефронтальной организации практических занятий студенты работают звеньями на различном оборудовании. Содержание практических занятий при этом различное для отдельных звеньев. Недостатком такой формы организации практических занятий является определенная сложность руководства ими, так как преподаватель лишен возможности проводить общий инструктаж всех студентов и коллективный разбор их итогов. Однако в большинстве случаев практические занятия при изучении общетехнических и специальных предметов проводятся нефронтально, так как это не требует лабораторного оборудования сразу для всех студентов.
Нефронтально проводятся главным образом практические занятия иллюстративного характера после изучения части курса. Обычно для них отводится время после прохождения нескольких тем. Группа разбивается на звенья в соответствии с количеством лабораторных рабочих мест, но не более чем по три человека в звене. Звенья обычно комплектуются таким образом, чтобы в них были включены примерно одинаковые по успеваемости студенты.
Руководство выполнением практической работы преподаватель осуществляет в форме текущего инструктирования в процессе обходов рабочих мест. При этом преподаватель контролирует ход работы, помогает студентам справиться с возникшими затруднениями и неполадками, отвечает на их вопросы. Иногда он сам задает вопросы, чтобы, проверить, насколько сознательно учащиеся выполняют работу. Преподаватель вмешивается в работу студентов только в тех случаях, если видит, что она пошла явно по неправильному пути или студент нарушает правила безопасности.
В процессе текущего инструктажа, оказывая помощь одному звену или студенту, преподавателю ни в коем случае не следует упускать из поля зрения остальных. Помощь студентам не должна превращаться в подсказку. Наблюдая за действиями студентов и не опекая по мелочам, преподаватель обязан обеспечить самостоятельность их работы: Если у студента возникли затруднения, необходимо путем наводящих вопросов добиться, чтобы он сам понял причины неполадок и определил пути их устранения. Если студент испытывает затруднения в обращении с приборами или инструментами, необходимо повторно показать ему соответствующие приемы предложить повторить их.
При выполнении сложных практических работ полезно проводить на определенном этапе промежуточный контроль выполненной студентами части работы. Так, при практических работах по ремонту авто преподаватель осуществляет промежуточный· контроль после сборки соответствующих заданию агрегатов.
Если практическая работа выполняется звеньями, необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все члены звена. В звене работа должна быть распределена таким образом, чтобы у каждого были определенные обязанности. В ходе работы студенты меняются ролями, с тем, чтобы каждый выполнил все элементы задания.
Работа студента или звена начинается с анализа задания и изучения порядка его выполнения. Затем, подготовив все необходимое и тщательно организовав рабочее место, студенты приступают к выполнению отдельных этапов задания, производят необходимые, записи, формулируют выводы.
В ходе практической работы необходимо следить за выполнением указаний, сделанных вовремя вводного инструктажа, соблюдением техники безопасности, организацией рабочего места. Особое внимание необходимо обращать на культуру труда студентов, которая проявляется прежде всего в безупречном выполнении правил поведения в лаборатории. Не сдерживая инициативы студентов, нужно приучить их работать, под руководством преподавателя,
Руководя ходом практических работ, необходимо добиваться выполнения каждой операции в намеченное время. Это обеспечит своевременное окончание всей работы. Часто, увлекаясь первыми операциями, студенты начинают спорить, выявлять причины неполадок и забывают о необходимости своевременного и тщательного выполнения основных операций, составляющих суть практической работы. В таких случаях необходимо быстро решить спорные вопросы и указать студентам на непроизводительную трату времени. Наблюдая за студентами, преподаватель накапливает данные для оценки их работы.
Планеры
Первоначально была создана конструкция летательного аппарата — планера glider— аэродинамически совершенного, способного, используя подъемную силу воздушных потоков, бесшумно парить часами в воздушном пространстве. Пионером планеризма был немец Otto Lilienthal (1848-96 г.). Джон Монгомери (США) прим ...
Технико-экономические параметры тепловоза
Значение коэффициента, учитывающего расход мощности на привод вспомогательных агрегатов тепловоза: (1.10) где - расход мощности на привод вспомогательных агрегатов Значение коэффициента полезного использования мощности дизеля на тяги: (1.11) К.П.Д. тепловоза при номинальном режиме работы дизеля: (1 ...
Приспособления, технологическая оснастка, средства механизации, оборудование,
приспособления при ремонте
Наименование Тип и краткая характеристика оборудования Тали Для подъема грузов. Мостовой кран Для подъема и перемещения грузов. Резьбонарезатели Для нарезания резьбы Моечная машина Для обмывки колесных пар Гайковерт Применяют для отвертывания гаек и болтов. На конце рабочего вала крепится торцевой ...