Процесс расхождения и обгона на мелководье можно условно разделить на четыре этапа: движение судна по оси судового хода с момента подачи сигнала на расхождение до момента начала уклонения к тому или иному береговому откосу; уклонение к откосу канала; движение вдоль него до момента сближения по траверзу носовых образований судов при расхождении или до момента сближения по траверзу носа или кормы судов при обгоне, движение судов параллельными курсами и выход на траекторию движения вдоль оси судового хода после расхождения или обгона.
Уклонение к берегу следует выполнять по возможно более пологой траектории, это связано опять же с уменьшением значений центробежных сил инерции, которые обратно пропорционально зависят от радиуса кривизны траектории.
Характерным является то, что в носу судна возникают силы отталкивания от откоса, а в корме - силы присасывания. Причем, как показывает опыт, кормовые силы присасывания будут тем больше, чем больше скорость судна и чем меньше расстояние между его бортом и береговым откосом.
К моменту сближения носовых оконечностей при расхождении суда должны двигаться параллельным курсом. В первоначальный момент нахождения носовых оконечностей судов на траверзе происходит их отталкивание. Это связано с взаимодействием областей повышенного давления в носовых оконечностях. Судоводитель должен быть готов к этому и заранее переложить рулевой орган с борта, обращенного к оси судового хода, на некоторый угол на противоположный борт. Эта перекладка руля довольно кратковременна, потому что по мере входа судна в "зону влияния" друг на друга, т.е. по мере сближения миделевых сечений корпусов начинают увеличиваться силы "присасывания", обусловленные увеличением скорости протекания и понижением уровней воды между корпусами судов.
В дальнейшем при удалении миделевых сечений друг от друга момент от сил присасывания изменит свое направление и будет стремиться сблизить кормы судов. Значение его будет возрастать до момента сближения миделя судна с кормой встречного судна. После этого момент указанного направления будет уменьшаться по значению.
Непосредственно в момент нахождения кормовых оконечностей расходящихся судов на траверзе на них будут кратковременно действовать силы отталкивания.
При обгоне наиболее ответственным, как и при расхождении, является третий этап, когда происходит движение судов параллельными курсами с момента нахождения на траверзе носа обгоняющего судна и кормы обгоняемого судна до момента, когда на траверзе будут находиться нос обгоняемого судна и корма обгоняющего.
При обгоне перекладка рулевого органа должна осуществляться в сторону, обратную указанным направлениям моментов обгоняющего и обгоняемого судов. Во всяком случае, судоводитель должен быть готов к такой перекладке. Часто для увеличения рулевого усилия необходимо прибегать к кратковременному пуску машин на повышенный режим работы, т.е. использовать тот запас управляемости, который был создан предварительным снижением скорости судна перед обгоном.
Необходимо отметить, что как расхождение, так и обгон на мелководье рассмотрены выше без учета действия бокового ветра, или ветра, направленного под некоторым углом к оси судового хода. Ясно, что при действии бокового ветра следует учитывать усилия аэродинамической природы, возникающие на надводной части корпуса судна. Значения этих усилий и их направления зависят от скорости ветра, площади парусности и ее расположения по длине корпуса судна.
Как известно, суда по своему поведению под действием ветра подразделяются на уваливающиеся по ветру и приводящиеся к ветру. Уваливающимся по ветру называется такое судно, которое под действием бокового ветра носом разворачивается по ветру, а приводящееся к ветру - которое носом разворачивается на ветер. Такое поведение судна определяется расположением по длине его корпуса точки приложения аэродинамической боковой силы. Если эта точка расположена впереди от миделя судна (а это будет так, когда большая часть парусности расположена в нос от миделя судна), момент этой силы будет разворачивать судно носом по ветру. В том случае, когда точка приложения аэродинамической силы расположена в корму от миделя, момент ее будет разворачивать нос судна на ветер. В том редком случае, когда точка приложения аэродинамической силы расположена в плоскости миделя и ее момент равен нулю, судно под действием ветра будет иметь только боковой дрейф.
Расчет суточной производственной программы
Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей является критерием выбора метода организации ТО (на универсальных постах или поточных линиях) и служит исходным показателем для расчета числа постов и линий ТО. По видам ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) и диагностированию (Д-1, Д-2) суточная пр ...
Выбор способов устранения дефектов по прочим характеристикам
Эффективность и качество восстановления деталей в значительной степени зависят от применяемых технологических способов их обработки. Многочисленность технологических способов, применяемых при восстановлении деталей, объясняется разнообразием дефектов, для устранения которых они применяются. Характе ...
Обязанности машиниста перед началом работы
Тщательно осмотреть подкрановые пути, заземление, питающий кабель, ограничитель передвижения, тормоза. Осмотреть механизмы крана. Просмотреть крановый журнал и принять немедленно меры к устранению недостатков. Проверить на холостом ходу и под нагрузкой все механизмы. Осмотреть стальной канат и пров ...