Кинетическая энергия автомобиля при торможении расходуется на преодоление следующих сопротивлений:
1) трения в механических, гидравлических или электрических
2) тормозах;
3) сопротивления воздуха поступательному движению автомобиля и вращению колес;
3)сопротивления качению автомобиля;
4) трения в трансмиссии автомобиля;
5) скольжения шин по поверхности дороги
Энергетический баланс торможения при качении всех колес без их блокировки будет
где б' — коэффициент, учитывающий влияние вращающихся масс (при отключенном двигателе); mа — масса автомобиля, кг; vt — скорость в начале торможения, м/с; Σxср —среднее значение результирующей силы трения между барабаном и колодками; rб и rк — радиусы тормозного барабана и колеса;σ— коэффициент скольжения заторможенного колеса; Ршср-— средняя величина силы сопротивления воздуха на пути торможения автомобиля; sτ—длина тормозного пути; g—ускорение силы тяжести; f— коэффициент сопротивления качению; Мr — средний момент сил трения трансмиссии, отнесенный к оси колес.
В случае блокировки (юза) всех колес первый, третий и четвертый члены правой части равенства обращаются в нуль. При этом формула примет следующий вид:
где Ga — сила тяжести (вес) автомобиля.
Так как член PWcpsτ при имеющих место скоростях движения весьма мал, то практически вся кинетическая энергия затормаживаемого автомобиля воспринимается работой трения шин о дорогу, что вызывает их перегрев и усиленный износ.
Заметное улучшение энергетического баланса торможения и снижение работы, расходуемой на скольжение шин, может быть достигнуто при применении противоблокирующих устройств и регуляторов тормозных моментов, подводимых к отдельным мостам.
Кинетическая энергия движущегося автомобиля при торможении превращается в тепло. Хороший теплоотвод от тормозных механизмов является важной задачей.
Отвод тепла с поверхности трения может быть улучшен:
· применением для барабанов металлов, обладающих высокой теплопроводностью;
· увеличением поверхности охлаждения за счет оребрения;
· улучшением вентиляции нагреваемых деталей.
Большую износостойкость и лучшие фрикционные качества имеют барабаны, изготовленные из алюминиевых сплавов, рабочая поверхность которых покрыта путем распыливания слоем марганцовистой стали или специальным медно-бериллиевым сплавом.
При единичном торможении баланс тепла выразится формулой
где v1 и v2—начальная и конечная скорости автомобиля, м/с; mб -масса нагреваемых деталей (в основном барабана), кг; с — теплоемкость материала барабана. Для чугуна и стали с = 500 Дж/(кг*К); Ти= Тб—Тв — разность температур барабана Тб и воздуха Тв; F6 — поверхность охлаждения барабанов (дисков), м; k — коэффициент теплопередачи между барабаном и воздухом, Вт/(м2-К); t-время торможения, с.
Кроме расчета на нагрев определяется величина удельной работы трения Lтр(Дж/см2), приходящаяся на единицу поверхности фрикционной накладки
Допустимые величины LTp при скорости движения в начале торможения v = 60 км/ч (16,7 м/с) составляют 400 1000 Дж/см2 [40—100 (кг-м)/см2] в зависимости от типа автомобиля и удельной мощности двигателя.
Одним из показателей для выбора размеров тормозных накладок является масса груженого автомобиля mа (кг), приходящаяся на 1 м2 или 1 см2 поверхности трения фрикционных накладок. Для легковых автомобилей отношение ma/FΣ составляет (1,0-2,0) 104 кг/м2.
Расчет безопасной скорости движения судна в канале
Значение безопасной скорости Vбез зависит от коэффициента стесненности живого сечения в канале корпусом судна nк, который определяется по формуле: nк = = 0,081, (37) где Ω x - площадь погруженной части мидель - шпангоута судна, м2; Ωо - площадь живого сечения канала, м2. Ω x = В Т ...
Зона диагностирования
Диагностика предназначена для определения технического состояния автомобиля без разборки. В таблице 3.4 приведено оборудование, применяемое в зоне диагностирования автобусного парка. Таблица 3.4 – Оборудование зоны диагностирования № п/п Инвентарный номер Наименование Модель Количество 1 3087 Газоа ...
Сезонное техническое обслуживание
автомобиля
Сезонное техническое обслуживание (СО) производится 2 раза в год и предназначено для подготовки подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. Отдельно планируемое СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических ...