Техническая реконструкция железнодорожного транспорта на основе широкого внедрения устройств автоматики и телемеханики способствует улучшению условий труда железнодорожников. Внедрение новой техники и прогрессивной технологии на станциях позволило исключить некоторые опасные для человека технологические операции, и значительно изменить характер трудовых функций многих работников. Однако полностью исключить нахождение человека на путях станции и работу его в опасной зоне движения подвижного состава в современных условиях невозможно.
На железнодорожном транспорте действуют Основные положения управления работой по охране труда, издан ряд приказов МПС, правил, стандартов, инструкций, в которых определяются конкретные меры по обеспечению безопасных условий труда. Основными документами для работников станций являются Правила по технике безопасности и производственной санитарии.
Основные факторы санитарно-гигиенических условий труда – это метеорологические условия, производственный шум, освещение.
Для защиты от неблагоприятных условий составитель поездов и его помощник получают бесплатную спецодежду и спец-обувь, которыми они обязаны пользоваться во время работы. В холодное время года необходимо обеспечить обогрев работников на открытом воздухе в межоперационные перерывы. Помещения для обогрева работающих на путях станций располагают вблизи от места работы. Планировка и расположение помещения для отдыха составителей поездов сортировочного парка должны отвечать следующим условиям:
соблюдения габаритов приближения строения С;
расположения выхода из помещения вдоль пути (если помещение расположено на расстоянии не менее 3 м от оси пути);
устройство ограждающего барьера перед дверью (если помещение находится на расстоянии 3–6 м от оси пути и имеет прямой выход в сторону рельсовой колеи).
Неблагоприятно на здоровье трудоспособности людей отражается сильный шум. Кроме того он маскирует сигналы и речь, затрудняет взаимодействие работающих на станционных путях, что может вызвать брак в работе и травматические случаи. На станциях должны проводиться мероприятия по снижению уровня шума, что достигается за счет звукоизоляции электропневматических клапанов вагонных замедлителей, установки различного типа глушителей, хорошего содержания пути, особенно в местах установки замедлителей и других мер.
Рабочее место составителя поездов сортировочного парка должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для осуществления функций по формированию составов в соответствии с планом формирования и ПТЭ.
Операции, выполняемые составителем поездов сортировочного парка, входят в состав технологического процесса работы железнодорожной станции и осуществляются в соответствии с картой организации труда.
На рабочем месте выполняются следующие функции:
маневровая работа по окончанию формирования одно- и двухгруппных и формированию многогруппных составов;
прицепка и отцепка групп вагонов к транзитным поездам;
прицепка и отцепка отдельных или групп вагонов в парке отправления;
передача составов и вагонов из парка в парк (из сортировочного в отправочный, на путь отцепочного ремонта и т.д.) и с опорной станции на промежуточные;
подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их оттуда;
подтягивание вагонов на путях сортировочного парка со стороны выходной горловины;
торможение и закрепление вагонов тормозными башмаками;
руководство маневровой работы.
Зона работы составителя поездов сортировочного парка – вытяжные пути сортировочного парка и горка малой мощности, на которых производятся маневровые операции по окончанию формирования составов.
Станционные пути, междупутья должны регулярно очищаться от мусора, снега, льда, неисправных деталей, снятых с вагонов при ремонте, от материалов верхнего строения пути (рельсов, шпал), снятых с пути при их замене. Должно быть обеспечено быстрое и легкое перемещение составителя поездов вдоль путей. Наиболее удобен балластный слой из мелкого щебня, который хорошо пропускает воду, медленно загрязняется смазкой из вагонных букс, обеспечивает устойчивое положение ног при ходьбе. Зимой необходимо посыпать песком или шлаком место работы.
Одним из основных вопросов охраны труда является правильное освещение производственных территорий и помещений. Наиболее благоприятно равномерное освещение станционных путей и других производственных площадей. Необходимо исключить возможность ослепления работников слишком яркими источниками света. Составитель поездов должен руководствоваться должностной инструкцией составителя поездов и его помощника, местными инструкциями по охране труда.
Работа составителей поездов сортировочного парка сменная продолжительностью 12 часов при четырех сменном графике дежурств.
Требования
к оборудованию
При организации учебно-материальной базы следует исходить из следующих общих психолого-педагогических, методических, эстетических, экономических, гигиенических и других требований к школьному оборудованию. Оно должно соответствовать содержанию программы изучаемого курса; дидактическим принципам, гл ...
Водный транспорт
Около половины границ Франции – морские, так же страна имеет большое количество судоходных рек и каналов внутри страны. Несмотря на эти факторы, водный транспорт, занимает самую малую процентную нишу пассажирооборота среди основных видов транспорта. Для более удобного анализа стоит разделить водный ...
Плавность хода, вибрация, шум
Основными оценочными показателями плавности хода являются уровни вибронагруженности водителя, пассажиров, грузов и характерных элементов шасси и кузова. Оценка уровня вибронагруженности производится по средним квадратичным значениям ускорений колебаний (виброускорений) или скоростей колебаний (вибр ...