Техническая реконструкция железнодорожного транспорта на основе широкого внедрения устройств автоматики и телемеханики способствует улучшению условий труда железнодорожников. Внедрение новой техники и прогрессивной технологии на станциях позволило исключить некоторые опасные для человека технологические операции, и значительно изменить характер трудовых функций многих работников. Однако полностью исключить нахождение человека на путях станции и работу его в опасной зоне движения подвижного состава в современных условиях невозможно.
На железнодорожном транспорте действуют Основные положения управления работой по охране труда, издан ряд приказов МПС, правил, стандартов, инструкций, в которых определяются конкретные меры по обеспечению безопасных условий труда. Основными документами для работников станций являются Правила по технике безопасности и производственной санитарии.
Основные факторы санитарно-гигиенических условий труда – это метеорологические условия, производственный шум, освещение.
Для защиты от неблагоприятных условий составитель поездов и его помощник получают бесплатную спецодежду и спец-обувь, которыми они обязаны пользоваться во время работы. В холодное время года необходимо обеспечить обогрев работников на открытом воздухе в межоперационные перерывы. Помещения для обогрева работающих на путях станций располагают вблизи от места работы. Планировка и расположение помещения для отдыха составителей поездов сортировочного парка должны отвечать следующим условиям:
соблюдения габаритов приближения строения С;
расположения выхода из помещения вдоль пути (если помещение расположено на расстоянии не менее 3 м от оси пути);
устройство ограждающего барьера перед дверью (если помещение находится на расстоянии 3–6 м от оси пути и имеет прямой выход в сторону рельсовой колеи).
Неблагоприятно на здоровье трудоспособности людей отражается сильный шум. Кроме того он маскирует сигналы и речь, затрудняет взаимодействие работающих на станционных путях, что может вызвать брак в работе и травматические случаи. На станциях должны проводиться мероприятия по снижению уровня шума, что достигается за счет звукоизоляции электропневматических клапанов вагонных замедлителей, установки различного типа глушителей, хорошего содержания пути, особенно в местах установки замедлителей и других мер.
Рабочее место составителя поездов сортировочного парка должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для осуществления функций по формированию составов в соответствии с планом формирования и ПТЭ.
Операции, выполняемые составителем поездов сортировочного парка, входят в состав технологического процесса работы железнодорожной станции и осуществляются в соответствии с картой организации труда.
На рабочем месте выполняются следующие функции:
маневровая работа по окончанию формирования одно- и двухгруппных и формированию многогруппных составов;
прицепка и отцепка групп вагонов к транзитным поездам;
прицепка и отцепка отдельных или групп вагонов в парке отправления;
передача составов и вагонов из парка в парк (из сортировочного в отправочный, на путь отцепочного ремонта и т.д.) и с опорной станции на промежуточные;
подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их оттуда;
подтягивание вагонов на путях сортировочного парка со стороны выходной горловины;
торможение и закрепление вагонов тормозными башмаками;
руководство маневровой работы.
Зона работы составителя поездов сортировочного парка – вытяжные пути сортировочного парка и горка малой мощности, на которых производятся маневровые операции по окончанию формирования составов.
Станционные пути, междупутья должны регулярно очищаться от мусора, снега, льда, неисправных деталей, снятых с вагонов при ремонте, от материалов верхнего строения пути (рельсов, шпал), снятых с пути при их замене. Должно быть обеспечено быстрое и легкое перемещение составителя поездов вдоль путей. Наиболее удобен балластный слой из мелкого щебня, который хорошо пропускает воду, медленно загрязняется смазкой из вагонных букс, обеспечивает устойчивое положение ног при ходьбе. Зимой необходимо посыпать песком или шлаком место работы.
Одним из основных вопросов охраны труда является правильное освещение производственных территорий и помещений. Наиболее благоприятно равномерное освещение станционных путей и других производственных площадей. Необходимо исключить возможность ослепления работников слишком яркими источниками света. Составитель поездов должен руководствоваться должностной инструкцией составителя поездов и его помощника, местными инструкциями по охране труда.
Работа составителей поездов сортировочного парка сменная продолжительностью 12 часов при четырех сменном графике дежурств.
Требования безопасности к инструменту и приспособлениям
Несчастные случаи на производстве – ушибы, ранения, поражение электрическим током – чаща всего происходят по трем причинам: вследствие недостаточного освещения работающими производственных навыков и отсутствия необходимого опыта в обращении с инструментом и оборудованием; из-за неисправности и несо ...
Методические указания для проведения практических работ по дисциплине
«Технология и оборудование ремонта автотранспорта»
Цель практической работ – изучить технологию замены головки блока цилиндров (ГБЦ), принцип действия установки (ГБЦ), приобрести знания и практические умения по установке впускного коллектора и навесного оборудования. Межпредметные связи: практическим работам, выполняемым по данной дисциплине, предш ...
Расчет массы конструкции основных агрегатов самолета, массы силовой установки,
топлива, оборудования и управления
Зная взлетную массу самолета и относительные массы конструкции, силовой установки, топлива, оборудования и управления находим их массы: Используя взлетную массу самолета и его назначение, определяем, согласно [1], относительную массу крыла, оперения, фюзеляжа и шасси. Определенные значения относите ...