Автомобильные бензины, являясь токсичными материалами, способны проникать в организм через органы дыхания, кожу и пищеварительный тракт. Концентрация паров бензина в воздухе не должна превышать 0,3 мг/л. Поэтому наибольшую опасность отравления парами бензина представляют работы, проводимые в закрытых помещениях ремонтных цехов. Автомобильные бензины должны соответствовать экологическим требованиям согласно ГОСТ 2084-77. Независимо от того, работает или нет бензиновый двигатель, из топливной системы происходит испарение бензина. При работающем двигателе от 4 до 12% выброса CnHm происходит за счет испарений. Суточные испарения углеводородов из карбюратора и топливного бака автомобиля составляют около 40 г, а у грузовых автомобилей - до 150 г. Подсчитано, что в условиях жаркого климата каждый автомобиль в течение года за счет испарений теряет 60-80 л бензина. Кроме углеводородов, поступающих из топливной системы автомобилей, значительное их количество попадает в атмосферу при заправке ТС. Потери топлива при этом могут доходить до 1,5 г на 1 л заправляемого топлива.
Дизельное топливо также должно соответствовать определенным экологическим показателям, которые регламентирует ГОСТ 305-82. При этом массовая доля серы допускается, в зависимости от вида топлива, не более 0,2 или не более 0,5%, концентрация фактических смол - не более 30 или не более 40 мг/100 см3, зольность - не более 0,01%. Токсичность паров дизельного топлива обычно выше, чем бензина, но из-за меньшей испаряемости и герметичности топливной системы двигателя, концентрация этих паров в воздухе бывает значительно меньше. Предельно допустимая концентрация паров дизельного топлива 0,3 мг/л воздуха.
Для наглядности вышеизложенного схема образования вредных выбросов представлена на рисунке 6.3.
Рисунок 6.3 - Источники образования вредных токсичных выбросов в автомобиле
Автомобильные и тракторные двигатели внутреннего сгорания загрязняют атмосферу вредными веществами, выбрасываемыми с ОГ, картерными газами и топливными испарениями. При этом 95-99% вредных выбросов современных автомобильных двигателей приходится на ОГ, представляющие собой аэрозоль сложного, зависящего от режима работы двигателя, состава. Атмосферный воздух, являющийся окислителем топлив, состоит в основном из азота 79% и кислорода 21 %. При идеальном сгорании стехио-метрической смеси углеводородного топлива с воздухом в продуктах сгорания должны присутствовать лишь N2, CO2, Н2О. В реальных условиях ОГ содержат также продукты неполного сгорания, оксид углерода, углеводороды, альдегиды, твердые частицы углерода, перекисные соединения, водород и избыточный кислород, продукты термических реакций взаимодействия азота с кислородом, оксиды азота), неорганические соединения тех или иных веществ, присутствующих в топливе (сернистый ангидрид, соединения свинца и так далее.
Всего в ОГ обнаружено около 280 компонентов, которые можно подразделить на несколько групп. Группа нетоксичных веществ - азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ. Группа токсичных веществ оксид углерода СО, оксиды азота NOx, углеводороды СпНт, парафины, олефины, ароматики и другие, альдегиды Rx*CHO, сажа. При сгорании сернистых топлив образуются неорганические газы - сернистый ангидрид SO2 и сероводород H2S. В отдельную группу можно отнести канцерогенные полициклические ароматические углеводороды, наиболее активный из которых бензапирен, являющийся индикатором присутствия канцерогенов в ОГ. В случае применения этилированных бензинов образуются токсичные соединения свинца. В таблице 6.4 представлены данные по составу ОГ основных типов двигателей - бензинового с искровым зажиганием и с воспламенением от сжатия.
Таблица 6.4 - Состав ОГ автомобильных двигателей
Состав ОГ |
Содержание в объеме, % |
Примечание | ||
бензин |
дизель | |||
N2 |
74-77 |
76-78 |
не токсично | |
о2 |
0,3-0,8 |
2,0-18,0 |
не токсично | |
Н2О |
3,0-5,5 |
0,5-4,0 |
не токсично | |
со2 |
5,0-12,0 |
1,0-10,0 |
не токсично | |
со |
0,1-10,0 |
0,01-0,5 |
токсично | |
NOX |
0,1-0,5 |
0,001-0,4 |
токсично | |
СхНу |
0,2-3,0 |
0,009-0,5 |
токсично | |
RxCHO (альдегид) |
0,0-0,2 |
0,01-0,09 |
токсично | |
SO, |
0,0-0,002 |
0,0-0,03 |
токсично | |
Сажа, г/м3 |
0,04 |
0,01-1,1 |
токсично | |
Бенз(а)пирен |
до 0,02 |
до 0,01 |
канцерогенно |
Диаграмма движущих усилий
Удельные силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме (КШМ) и отнесённые к единице площади поршня Р (н/), можно подразделить на четыре группы: - удельные силы, образующиеся от давления газов на поршень Ps; - удельные силы тяжести движущихся частей Pb; - удельные силы инерции поступательно движ ...
Система станционной кодовой централизации
Характеристика системы. Станционная кодовая централизация (СКЦ) используется для телемеханического контроля и управления удаленными районами средних и крупных станций. В метрополитенах система СКЦ применяется в диспетчерской централизации как система телеуправления и телесигнализации. Сигналы ТУ и ...
Физические свойства стали 30ХГТ
Температура испытания,°С20 100 200300 400 500 600 700 800 900 Модуль нормальной упругости, Е, ГПа212 202 195189 174 169 157 138 132 Модуль упругости при сдвиге кручением G, ГПа 8379 76 74 67 66 61 53 51 Коэффициент теплопроводности Вт/ (м ·°С) 36 37 36 34 33 31 29 28 28 Температура испытания,° ...