Несмотря на достоинства БЭМ с постоянными магнитами их применение носит ограниченный характер из-за плохих регулировочных свойств.В системах, где требуется плавное и глубокое регулирование показателей и высокий уровень их стабилизации, широко используются БЭМ с обмоткой возбуждения (с эл.магнитным индуктором).
Бесконтактные электрические машины обмоткой возбуждения (ОВ) отличаются большим многообразием конструкции.
Начало БЭМ с ОВ было положено П.И. Яблочковым, который в 1877 году предложил первый бесконтактный генератор с ОВ /1/. Затем появились разновидности индукторных генераторов, первой среди которых был генератор А.К.Клименко(1882г).
Недоиспользование магнитного потока в индукторных генераторах стимулировало развитие БЭМ с когтеобразными полюсами и БЭМ с осевым возбуждением.
В перечисленных типах БЭМ обмотка якоря и возбуждения размещяются на статоре, а изменение магнитного потока в активной зоне обеспечивается благодаря специальной форме стального магнитопровода ротора.
- В БЭМ с вращающимся выпрямителем основнвм элементом является обычная синхронная машина, у которой на статоре находится обмотка якоря, а на роторе-полюсы из магнитомягкой стали и обмотка возбуждения, питаемая постоянным током. В отличие от обычной синхронной машины, у которой ток подается в ОБ через кольцевой щеточный контакт, в рассматриваемой машине питание ОБ осуществляется от специального возбудителя (В), обеспечивающего бесконтактную передачу энергии от статора к ротору электромагнитным путем. Так как при этом на ротор передается электрическая энергия переменного тока, возбудитель питает ОБ через установленный на роторе вращающийся выпрямитель, что и определяет название машины. Типичная компоновка элементов бесконтактной синхронной машины (БСМ) с вращающимся выпрямителем (ВВ) показана на рис. 5.
В качестве возбудителя можно использовать вращающийся трансформатор (Вт), асинхронный (АВ) и синхронный (СВ) возбудители.
За рубежом серийно выпускается автотракторный генератор с возбудителем и вращающимся выпрямителем, с протяжной вентиляцией, типа Т4 фирмы Bosch. Его технические данные приведены в Таблице № 4 в сравнении с отечественным индукторным генератором, и генератором с контактными кольцами английской фирмы Lucas.
- Бесконтактные генераторы с укороченными полюсами.
В машинах этого типа обмотки якоря и возбуждения находятся на статоре, а ротор имеет когтеобразные выступы (полюсы) из магнитомягкой стали, которая за счет МДС возбуждения приобретают чередующуюся магнитную полярность и создает в рабочем воздушном зазоре знакопеременное магнитное поле. Подобные конструкции могут выполняться в виде чисто механических конструкций, не содержащих постоянных магнитов, вращающихся выпрямителей, многовитковых обмоток и шихтованных сердечников. Подобные конструкции обладают высокой надежностью, слабой чувствительностью к внешним воздействиям, что позволяет создавать высоконадежные компактные генераторы. Общие недостатки БСМ с когтеобразными полюсами связаны с повышенными магнитными потоками рассеивания.
В целях унификации бесщеточные генераторы с укороченными полюсами выполняются на базе серийных генераторов /5/.
Например на базе выпускавшегося щеточного генератора Г250 был разработан бесщеточный генератор Г252, мощностью 700-750 Вт с разнесенными клювообразными полюсами и подвешенной в расточке пакета статора обмотки возбуждения (ОБ).
ОВ крепится в средней зоне пакета статора. В таблице № 2 приведены электрические и технические характеристики генератора Г252 в сравнении с бесщеточными генераторами ведущих зарубежных фирм, а также генераторами щеточного исполнения.
Конструкция имеет преимущества. Сравнительно малые длины магнитных силовых линий в магнитопроводе, а следовательно, меньшая требуемая величина намагничивающей силы возбуждения.
Недостатком является несколько большая трудоемкость его изготовления, а также невозможность балансировки ротора в сборе, что снижает качественные показатели генератора.
По использованию активных материалов бесщеточные генераторы значительно уступают аналогичному показателю генераторов щеточного исполнения /5/ .Так, по сравнению с щеточными генераторами Г221 и Г265 генератор Г252 имеет более низкие технические показатели: по максимальному коэффициенту использования ниже на 12 -25 %, по удельному коэффициенту использования на 6-20%.
Генераторы Г252 прошли эксплуатационные испытания и устанавливались на автомобилях МАЗ-555 /5/. Производство бесщеточных генераторов с укороченными полюсами только начинается, первыми моделями этого семейства являются генераторы 45.3701 и 49.3701,которые планируется устанавливать на автомобили семейства УАЗ /6/.
Таблица № 2
Бесщеточные генераторы |
Щеточные генераторы | ||||
Параметры |
Г252 |
Marchall (Франция) |
Delco Remi (США) |
Г221 |
Г256 |
Напряжение,В |
14.0 |
14.0 |
14.0 |
14.0 |
14.0 |
Максимальный ток,А |
54.0 |
31.5 |
72.0 |
41.5 |
57.5 |
Расчетный ток,А |
34.0 |
21.0 |
48.0 |
30.0 |
40.0 |
Мощность,Вт: расчетная максимальная |
475 750 |
300 440 |
675 1000 |
420 580 |
560 810 |
Масса без шкива,кг |
6,3 |
3.45 |
12.5 |
4.3 |
5.12 |
Максимальный коэффициент использования,Вт/кг |
119.0 |
128 |
80 |
134 |
158 |
Удельному коэффициент использования,Вт 10/кг мин |
36.8 |
39.0 |
27.0 |
39.0 |
48.0 |
Максимальный коэффициент использования активных материалов, Вт /кг |
167 |
175 |
147 |
270 |
257 |
Максимальная плотность тока, А/мм |
25.2 |
20.0 |
30.0 |
26.0 |
22.0 |
Технологический процесс в отделении
Технологический процесс ремонта включает: мойку агрегата; подразборку в соответствии с объёмом ремонта; мойку снятых деталей и дефектовку; сортировку деталей и их комплектование после ремонта; сборку и испытания агрегата. Разборочно-сборочные работы в агрегатном отделении, как правило, проводят на ...
Смета затрат и калькуляция себестоимости
Смета – это определение величин затрат по каждой статье, а калькуляция – это вычисление величины затрат по каждой статье, приходящихся на единицу продукции. Себестоимость – это все затраты, связанные с производством и реализацией, выраженные в денежных единицах. При расчете сметы и калькуляции себе ...
Регламентация оценочных показателей маневренности в россии и за рубежом
В технико-эксплуатационных требованиях к подвижному составу грузового автомобильного транспорта стран – членов СЭВ регламентирован допустимый минимальный радиус поворота автопоезда, он не должен превышать 12 м. В предложениях экономической комиссии ЕЭС по весовым и габаритным ограничениям грузовых ...