На рис. 2 показана обобщенная расчетная схема равномерного кругового движения седельного автопоезда.
Расчетная схема седельного автопоезда содержит два звена: тяговый автомобиль и полуприцеп, связанные с помощью цилиндрического шарнира. Особенностями поворота тягового автомобиля и полуприцепа, выполненных по приведенной на рисунке схеме, является качение колес тележек с уводом даже при скорости движения близкой к нулю, т. е. при отсутствии сил инерции [1]. Это обусловлено тем, что у колес тележки тягача взаимное расположение осей вращения неизменно (оси параллельны). То же относится и к колесам полуприцепа. При установившемся круговом движении автопоезда все его звенья имеют единый центр поворота. Качение колес без увода возможно лишь в том случае, если оси всех колес пересекаются в этом центре, что невозможно для осей колес тележки и полуприцепа. В результате увода колес центр поворота тягового автомобиля смещен относительно его заднего моста на расстояние Ct, а полуприцепа – Cn. При повышении скорости движения силы инерции изменяют соотношение боковых реакций мостов R, увеличивая углы увода d и смещение Ct и Cn.
Математическая модель, полученная на основе этой расчетной схемы, может быть использована для расчета двух вариантов седельного автопоезда: трехосного тягового автомобиля с двухосным полуприцепом и трехосного тягового автомобиля с трехосным полуприцепом.
На схеме обозначены точками 1, 2, 3, 4, 5, 6 середины осей седельного автопоезда. К звеньям расчетной схемы приложены центробежные силы инерции Pc1, Pc2, Pc3 силы сопротивления качению колес Pk1 и Pk2 и боковые реакции в результате увода колес R1, R2, R3, R4, R5, R6, а также силы Pnx и Pnу, действующие в шарнире сцепного устройства.
Проведем математическое описание равномерного кругового движения автопоезда и составим алгоритм расчета показателей маневренности.
Для получения математической модели седельного автопоезда составим уравнения равновесия автомобиля-тягача и полуприцепа.
маневренность автопоезд тормозной звенья
Рис. 2. Обобщенная расчетная схема седельного автопоезда
Рассмотрим вначале равновесие полуприцепа. Для этого составим уравнение равновесия моментов сил, действующих на полуприцеп относительно точки сцепки Ос и уравнения равновесия продольных и поперечных сил, действующих на полуприцеп.
Уравнение равновесия моментов сил, действующих на полуприцеп относительно точки сцепки Ос, имеет вид
где R4, R5 и R6 – боковые реакции на соответствующие мосты в результате увода колес; L4, L5 и L6 – расстояния от точки сцепки до соответствующих осей тележки полуприцепа; Pc3 – центробежная сила инерции полуприцепа; d5 – угол между продольной осью полуприцепа и вектором скорости точки приложения силы Рс3, в данном случае совпадающий с углом увода пятой оси автопоезда.
Боковые реакции в результате увода колес соответственно на 4, 5 и 6 мосты равны
где Ку2 – коэффициент сопротивления уводу колес тележки полуприцепа;
Cn – смещение центра поворота относительно заднего моста полуприцепа;
Rn – радиус поворота полуприцепа; L – база задней тележки полуприцепа;
К – ключ, с помощью которого выбирается тип прицепного звена.
Центробежная сила инерции полуприцепа, приложенная к середине тележки полуприцепа, равна:
где m3 – приведенная масса полуприцепа к оси тележки полуприцепа.
Подставим выражения (3.3),(3.4),(3.5) и (3.6) в уравнение (3.2):
Выполним преобразования и выразим из этого уравнения Сn
Обозначим
и тогда выражение (3.8) примет вид
Параметры движения автомобиля и полуприцепа связаны с помощью уравнения кинематической связи, имеющего вид
где Vt и Vn – скорость соответственно автомобиля-тягача и полуприцепа; Rt и Rn – радиус поворота соответственно автомобиля-тягача и полуприцепа.
Тогда с учетом уравнения кинематической связи автомобиля и полуприцепа (3.11) запишем:
Расчет проектных величин коэффициента технической готовности
и коэффициента использования автомобилей
Коэффициент технической готовности рассчитываем по формуле: (5) где L ср КР – средний пробег до капитального ремонта, определяем по формуле: L ср КР = L КР • (1 – 0,2 • А5 / А), км (6) L ср КР = 189000*(1-0.2*80/360)=113400 км Величины А5 и А берём из таблицы 1. Коэффициент использования автомобиле ...
Определение численности механизаторов и складских рабочих, и расчет годовых
затрат на их заработную плату
Определим необходимое количество механизаторов и затраты на их заработную плату. Результаты сводим в таблицу 3. Таблица 3 – Штатная ведомость механизаторов (явочный состав). Должность Количество Тариф (руб./ч) с учетом Заработная плата в месяц, руб. Крановщик 6 60 Стропольщик 12 60 12·60·8·22 = 126 ...
Дореволюционная российская автотехника
Еще в 1752 г. крепостной крестьянин изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков смастерил «самобеглую коляску». В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную «коляску-самокатку» с двумя ведущими колесами. В ней изобретатель применил ряд механизмов, которые используются в ...