2. Особенность ОК состоит в том, что в этом средстве обучения кодируется достаточно большой объем учебного материала. Это может быть содержание темы, раздела, части курса или учебной дисциплины в целом. Важно отметить, что увеличение объема охватываемого ОК учебного материала не должно приводить к деформации таких его характеристик, как компактность, одномоментная обозримость, легкая запечатлеваемость и быстрая воспроизводимость. Выполнение этого требования достигается путем создания такой системы иерархически построенных опорных конспектов, в которых по мере увеличения объема охватываемого (ОК) учебного материала осуществляется его укрупнение и обобщение. При этом тематические (ОК) становятся как бы блоками опорных конспектов по разделам, они в свою очередь – блоками опорных конспектов частей курса, последние же – блоками опорных конспектов по учебной дисциплине в целом.
3. В (ОК) отражается в закодированном виде не все, а лишь главное содержание подлежащего изучению учебного материала его основа. Так, например, в тематическом (ОК) это, прежде всего, основное содержание теоретического материала данной темы: проблема, разрешению которой посвящается ее изучение; признаки, положенные в основу группировки учебных элементов, в вопросы темы; формулировки законов и закономерностей; механизмы различных процессов, физическая сущность явлений, основные понятия, теоремы, правила, формулы, факты, алгоритмы способов деятельности и другой принципиально важный для понимания и достижения целей обучения материал темы. В (ОК), охватывающих учебных материал большего, чем тема, объема, делается акцент на обобщенное системное раскрытие основных идей и проблем, явлений и процессов, знание которых позволяет осуществить достаточно сложные виды теоретической и практической деятельности.
4. Исключительно важное значение при создании и применении (ОК) имеет учет, отражение и использование существенных связей и взаимоотношений между заключенными в нем учебными элементами и между их блоками (вопросами, темами и т.д.). Допущенные здесь ошибки могут свести на нет дидактическую ценность (ОК), превратить его в инструмент зубрежки и бездумного воспроизведения. И наоборот: правильно построенная и зафиксированная в (ОК) система связей создает благоприятные условия для глубокого продумывания учебного материала, его проблемной подачи, эффективного усвоения, творческого использования в учебной и практической деятельности.
Главным для исключения негативных сторон в (ОК) служит всесторонность его рассмотрения как средства обучения. В этом отношении от (ОК) требуется такое отражение в нем содержания учебного материала и системы связей, при котором:
1) четко бы просматривались как общая конечная цель, так и совокупность частных взаимосвязанных целей, ведущих к ее достижению.
2) вскрылась бы внутренняя логика отражаемого содержания не только через его формально-логические, но и через дидактические связи и отношения, основанные на ленинской идее единства (тождества) диалектики, логики и теории познания, открывающей путь к познанию истины через выявление и анализ противоречий, формулирование и разрешение проблем (последнее – противоречия и проблемы – необходимо выделять особо).
3) использовались бы в качестве главных смысловых, прежде всего генетические связи между фрагментами учебного материала, а также другие, хотя и менее важные, но значимые с точки зрения эффективности протекания психических процессов ассоциативных и структурных связей.
4) становилось бы возможным вариативное многоцелевое применение (ОК) в разнообразных педагогических ситуациях, предопределенных закономерностями познавательной деятельности и зафиксированных в последовательности этапов интенсивного обучения.
5. Сказанного выше достаточно для определения места (ОК) в общей системе обработки содержания обучения, заданного условиями дидактической задачи. Действительно, (ОК) как средство обучения, охватывающее определенный объем основного содержания учебного материала в системе его существенных связей и взаимоотношений, должен строиться на основе ЛОС (листа основного содержания) и структуры учебного материала курса. В свою очередь, в основе ЛОС лежит граф, интегрирующий и учитывающий в обобщенном виде целевую, логико-гносеологическую, а отчасти и процессуальную стороны обучения. Предшественниками графа, как известно, служат матрицы внутрипредметных и межпредметных связей, устанавливающие формально-логические связи между фрагментами содержания обучения. Таким образом, (ОК) может рассматриваться как результат обработки содержания обучения, идущей в определенной последовательности: матрицы – граф – ЛОС – ОК.
Система смазки
Смазка двигателя осуществляется под давлением, создаваемым шестеренчатым масляным насосом, приводимым от коленчатого вала. Система смазки включает в себя, кроме того, масляный фильтр и редукционный клапан, который ограничивает давление масла. Масляный насос шестеренчатого типа установлен в передней ...
Восстановление металлизацией шеек осей под роликовые подшипники
После многократной зачистки (полировки) шеек осей колесных пар при их ремонтах действительные размеры шеек выходят за пределы установленных допусков, что является основанием для их браковки. Для продления срока службы осей ВНИИЖТом разработана технология восстановления шеек путем их металлизации на ...
Проходимость автомобиля
Проходимостью называется эксплуатационное свойство, определяющее возможность движения автомобиля в ухудшенных дорожных условиях, по бездорожью и при преодолении различных препятствий. Проходимость делится на профильную и опорную. ...