В зависимости от полноты разработки и объема ПРМ выполняют различные дидактические функции. По дидактическому предназначению ПРМ подразделяются на:
• ориентирующие, содержащие, например, план занятия, перечень рекомендованной литературы и другие сведения, дающие представление обучающимся о содержании занятий или предстоящей самостоятельной работе;
• дополняющие, содержащие сведения, не сообщаемые в процессе занятия, материалы справочного характера, отсутствующие в учебнике;
• дублирующие, содержащие информацию, воспроизводимую на доске или предъявляемую при помощи технических устройств обучения; наличие у студентов идентичных иллюстраций стимулирует их активную творческую работу по усвоению предъявляемой информации;
• синтезирующие, содержащие обобщающую информацию (сравнительные таблицы, варианты компоновочных схем и т.д.), предназначенную для анализа и оценки различных концепций и положений, раскрывающих логику соответствующего технического решения или научного построения. Примером могут служить структурно-логические схемы по темам курса, логические структурные блок-схемы, графические схемы учебных тем;
• побуждающие, содержащие варианты подходов к решению заданий, создающие определенные ассоциации, опору для долговременной памяти. К ним, например, могут быть отнесены листы с опорными сигналами, конспекты-схемы, листы основного содержания (ЛОС).
Дидактические возможности ПРМ. раздаточные материалы обладают универсальными свойствами средств дидактического воздействия. Они служат для фиксации (регистрации), репродукции (воспроизведения), трансляции (перемещения в пространстве и времени), трансформации (изменения формы представления) учебной информации, включающей в себя все виды сообщений.
Учебный процесс с использованием ПРМ, независимо от способа передачи учебной информации, обладает широкой возможностью оперативной прямой и обратной связи для различных форм организации учебной деятельности (лекция, практическое занятие, лабораторная работа и т.п.). В учебном процессе, представляющем собой синтез-приемник соответствующей информации, раздаточные материалы являются опосредованным, унифицированным каналом прямой и обратной связи. Этот канал может выполнять следующие функции: предъявление информации, побуждение к ее усвоению, диагностику (проверку) усвоения.
Пропускная способность канала прямой связи в педагогической системе с использованием раздаточных материалов увеличивается благодаря повышению наглядности, уменьшению удельного веса вербальной информации, снижению помех и искажений в ходе передачи информации, а канала обратной связи – благодаря включению в комплект раздаточных материалов контрольных тестов и повышению индивидуального контроля.
Раздаточные материалы являются одним их основных средств интенсификации учебных занятий, достигаемой за счет экономии времени, необходимого для выполнения чертежей и иллюстраций на меловой доске, и времени, требуемого на перечерчивание их в конспект. Именно в этом случае появляется возможность рассмотрения во время лекции сложнейших научно-технических проблем, сущность которых может быть раскрыта только при использовании тех или иных изображений. К такой визуальной информации относятся сложные кинематические схемы, чертежи, геометрические построения и т.д.
Из изложенного следует, что комплексное использование технических средств статической или динамической проекции с раздаточными материалами тем эффективнее, чем сложнее графическая часть учебной информации. Максимальный эффект достигается в тех случаях, когда графическая информация составляет основу изучаемого вопроса.
Раздаточные материалы служат целям повышения уровня руководства учебным процессом и повышения его эффективности. ПРМ типа структурно-логических схем, конспектов-схем или ЛОС активизирует познавательную деятельность обучаемых, способствует быстрейшему закреплению изучаемого материала в долговременной· памяти, созданию разнообразных ассоциативных связей.
Подходной канал
Для обеспечения необходимых глубин на путях подхода судов к портам создают искусственные прорези. Трасса канала должна иметь минимальную длину и прокладываться, на участке с наибольшими естественными глубинами и наиболее легкими грунтами. Направление трассы канала должно по возможности совпадать с ...
Текущее значение крутящего момента
Значение вращающего момента при различных оборотах рассчитываем по формуле: Mi=Ne /ωе Н·м Для нахождения стендовых характеристик двигателя полученные значения мощностей и моментов, разделим на коэффициент стенда: ; . Производим расчеты: Mе1 = Н·м Mе2 = Н·м Mе3 = Н·м Mе4 = Н·м Mе5 = Н·м Mе6 = Н ...
Первые виды рельс, железнодорожных путей,
локомотивов
В XVI веке на рудниках появились первые рельсы гладкие деревянные брусья, уложенные на лежни, зарытые в землю. Телега по таким рельсам катилась легче, чем по земле, и лошадь могла везти значительно больший груз. Но деревянные рельсы были недолговечны, их поверхность скоро становилась неровной. Люди ...