Из предыдущей информации видно, что методы обучения как блок педагогической технологии связывают работу преподавателя с учебно-познавательной деятельностью студентов, а бинарную (двухстороннюю) функцию в этом деле выполняют рационально подобранные средства обучения. Иначе говоря, эффективность технологии обучения находится в прямой зависимости от качества СУМО, а качество последней зависит прежде всего от того, как полно и глубоко отображено в ней содержание предмета. Другим признаком качества дидактических средств, но с позиции функциональной, выступает их научно-методическое обоснование. Оно в значительной мере обуславливает совершенствование предметной технологии обучения.
Таким образом, в системе средств обучения, с одной стороны, отражается научное содержание учебного предмета, а с другой она является фундаментом для построения дидактической системы обучения этому предмету. Стремление к более эффективной технологии стимулирует создание более совершенных или новых средств обучения – вот она бинарная зависимость. Мысль о том, как наилучшим образом представить материал, всегда приводила к углублению анализа учебного материала – инструментария, способствующего открытию ранее неизвестных связей, помогающего увидеть новые грани при изучении того или иного явления, предмета, закона.
Содержание обучения и дидактические средства по своей природе диалектичны. Средства обучения, предназначенные для проблемного изложения учебного материала, должны существенно отличаться по структуре и содержанию от средств, используемых при информационно-рецептивном методе. С их помощью студенты не только воспринимают и осознают готовые научные знания, но и знакомятся с методами научного познания в процессе разрешения противоречий, породивших ту или иную проблему. Поэтому при разработке содержания средств обучения в них должны найти отражение материалы, связанные со способами постановки проблем, с выдвижением гипотез, их проверкой и отысканием оптимальных путей решения этих проблем. Несколько иным должно быть содержание средств обучения при использовании эвристического метода изложения учебного материала. В этом случае для решения поставленной проблемы привлекаются студенты. А это значит, что в средствах должны найти отражение лишь предпосылки к постановке проблемы и такой изобразительный и текстовой материал, который побуждает студентов к активному поиску ее решения.
Опорный конспект и его разработка. Опорный конспект (ОК) – это наглядная схема, в которой закодировано основное содержание подлежащего изучению учебного материала в его существенных связях и взаимоотношениях, или это средство обучения в виде компактной, одномоментно обозримой, легко запечатлеваемой и относительно быстро воспроизводимой графической схемы, в которой представлена система смысловых блоков с закодированным в ней основным содержанием учебного материала определенного объема
Суть ОК – система опор в виде ключевых слов и фраз, аббревиатур, рисунков, графиков, чертежей, формул, условных знаков и других способов кодирования, позволяющая представить основное содержание учебного материала в ходе его изучения и применения как целостный, логически завершенный образ.
Главное назначение ОК – активизация познавательной деятельности обучаемых, т.е. интенсификация учения путем создания благоприятных условий для эффективного протекания процессов восприятия, запоминания и мышления. В создании таких условий решающую роль играет возможность (ОК) способствовать удержанию в сознании человека в нужный момент большой по объему и целостной по своему характеру учебной информации с относящимся к ней понятийным аппаратом.
Из приведенных определений, сути и главного назначения ОК следует его понимание как одного из компонентов СУМО. Оно состоит в следующем:
1. ОК как материальный носитель учебной информации, имеющий смысловую учебную нагрузку по данной дисциплине, представляет собой элемент информационной системы, отражающей структуру курса и внутреннюю логику научного содержания каждой его смысловой части.
Технологический расчет проектируемого предприятия
Исходные данные принимаются в соответствии с заданием на курсовое проектирование. Исходные данные: Наименование проектируемого объекта – Агрегатное отделение Модель автомобиля – МАЗ- 64226. Количество автомобилей – 200 Условия эксплуатации: - дорожное покрытие – цементо-бетон - условие движения – з ...
Расчёт коленчатого вала
Рис. 2 - Конструктивные размеры коленчатого вала 1. Валы изготовляют из углеродистых сталей 35 и 45, легированных сталей марок 30Х, 45Х, 18ХН, 20ХН3А, 30ХМА, а также из модифицированного чугуна марки СЧ 38-60. Механические характеристики марок сталей, применяемых для изготовления коленчатых валов М ...
Анализ конструкции, условий работы и дефектов детали
Представленная к восстановлению деталь имеет форму двойной вилки, со сложной конфигурацией (различные изгибы, наличие отверстий). Габаритные размеры детали 200*70*155 мм. Вилка изготовлена из материала Сталь 40Х.
Твердость поверхности детали НВ 241…285. Деталь работает в условиях непостоянной нагру ...