Для определения динамической вязкости используют ротационные вискозиметры. Вискозиметр состоит из двух коаксиальных цилиндров: внутреннего 1 и внешнего 2, установленных в подшипниках корпуса прибора. Внутренний цилиндр приводится в равномерное вращение с угловой скоростью w. Пространство между цилиндрами заполнено жидкой смазкой 3.
Рис. 5
Внутренний цилиндр увлекает за собой примыкающий к нему слой смазки, и за счет внутреннего трения в этом слое вращение передается на наружный цилиндр, который удерживается от вращения пружинным динамометром 4, измеряющим момент трения F.
Вязкость по показаниям прибора рассчитывают следующим образом:
η = F∙(D – d)/2π2∙n∙D2∙L,
где L – рабочая длина цилиндра; n – частота вращения ротора
Градиент сдвига dv/dz задается за счет изменения зазора между внутренним и внешним цилиндрами (D – d) или за счет изменения ω: dv/dz =ω∙ D/(D – d).
При сильном понижении температуры масла в нем начинают образовываться кристаллы парафинов, которые, срастаясь, образуют пространственный каркас, что ведет к потере подвижности масла (оно становится похожим на желе), и в результате ухудшается низкотемпературный пуск двигателя и прокачиваемость масла по каналам. В процессе производства базовых масел часть парафинов удаляют, но полное их удаление по технологическим и экономическим причинам невозможно (сильно возрастают затраты на получение базового масла). Обычно минеральное базовое масло имеет температуру застывания около -15°С. Возможность получения минеральных моторных масел с температурами застывания -30°С .-35°С достигается путем введения в масло депрессорных присадок. Эти присадки предотвращают срастание кристаллов парафина, но не предотвращают их появление вообще (принцип действия такой же, как у дизельных антигелей). Температура, при которой масло теряет текучесть называется температурой застывания.
Антикоррозионные характеристики масел
Одна из функций масла это защита поверхности деталей от коррозии. Коррозионное воздействие может быть связано с внешними и внутренними факторами. Главным внутренним фактором является химический состав масла. Активные сернистые соединения непосредственно вызывают коррозию металлов, поэтому должны быть удалены в процессе очистки нефтепродукта (см. раздел 1). Содержание активных сернистых соединений определяется пробой на медной пластинке (3 часа при 50 оС).
Из камеры сгорания двигателя вместе с отработавшими газами в картер двигателя попадают окислы серы SOx, окислы азота NOx и вода, образующаяся в результате сгорания водорода, которые формируют минеральные кислоты
H2SO3, H2SO4, HNO3, вызывающие коррозию деталей системы смазки двигателя. В результате окисления углеводородов масла образуются органические кислоты, вызывающие коррозию в первую очередь цветных металлов. Кислотность масла оценивается его нейтрализующей способностью (общее кислотное число TAN), которое представляет собой количество мг КОН, необходимое для нейтрализации кислот в 1 грамме масла. Для нейтрализации кислот в масла вводятся щелочные присадки, концентрация которых оценивается общим щелочным числом TBN, выраженное в мг КОН/1г масла. Для нейтрализации кислот в масле необходимо чтобы общее щелочное число TBN было больше общего кислотного числа TAN.
Коррозионную агрессивность масел по отношению к свинцовистой бронзы из которой изготовляются вкладыши подшипников коленчатого вала, оценивается пробой на свинцовой пластинке. При этом определяется потеря ее массы в условиях ее нахождения в масле 50 часов при 140 °С.
Коррозионная агрессивность масел значительно возрастает при наличии в них воды, которая может попасть в картер из атмосферы или из системы охлаждения двигателя.
Ингибиторы коррозии призваны защищать поверхность деталей двигателя от коррозии, вызываемой органическими и минеральными кислотами, образующимися при окислении масла и присадок. Механизм их действия – образование защитной пленки на поверхности деталей и нейтрализация кислот.
Особенности движения судна в канале
Движение в канале создает дополнительные трудности в управлении судном. В первую очередь это относится к судам в грузу. Поэтому очень важно для обеспечения безопасности движения иметь правильное представление об особенностях движения судна и действия на него сил в условиях ограниченного фарватера. ...
Расчет резервуарного парка нефтехозяйства
Ёмкость резервуарного парка рассчитывают отдельно для каждого вида нефтепродуктов: Для дизельного топлива: Определяем среднедневной qдн и максимальный дневной расходы топлива, т/день: (16) (17) где - годовой расход нефтепродуктов, т; - максимальный расход нефтепродуктов в напряжённый месяц, т; - ко ...
Порядок приемки и сдачи локомотива
Перечень работ, выполняемых бригадой при приемке и сдаче локомотива. Локомотивная бригада помимо функций, непосредственно связанных с ведением поезда, должна выполнить работы по ТО-1 локомотива. ТО-1 выполняется при приемке-сдаче локомотивов, при остановках на станциях, при экипировке локомотивов. ...