Наиболее напряженная часть горной машины – трансмиссия. Особенно тяжелонагруженными ее деталями являются зубчатые колеса, от работоспособности которых в значительной степени зависит надежность и долговечность машины в целом, а также ее габариты и масса.
Зубчатые передачи забойных машин являются относительно тихоходными, работающими с окружными скоростями до 12 м/сек (выходные ступени до 2 м/сек). Нагруженность зубчатых колес достигает 1500…2000 кгс/см у передач очистных комбайнов и 400…800 кгс/см у передач забойных конвейеров.
Следует отметить особо тяжелые условия работы передач очистных комбайнов, где перекосы парных осей достигают 0,005 рад за счет упругих деформаций корпусных деталей, воспринимающих помимо усилий на опорах валов также значительные нагрузки от рабочего органа машин.
Указанные условия работы определяют выбор геометрии зацепления, материала зубчатых пар и процессов их химико-термической обработки. Это, как правило, прямозубые передачи средних (m=5…8 мм), а на выходных ступенях крупных (m=14…20 мм) модулей, проектируемые со значительным смещением исходного контура (
), имеющие относительно небольшое число зубьев (11…17 на шестерне, 25…40 на колесе) и ширину венца, равную 8…12 модулей. Крутящий момент на колесо передается через цементируемые закаленные шлицы. Ввиду ограниченности поперечных габаритов зубчатые колеса комбайнов имеют ажурную конфигурацию. Часто применяются длинные вал-шестерни (600-1000мм) со значительным смещением зубчатого венца к одному из торцов.
У передач конвейеров материал зубчатой пары: шестерни – цементируемые стали 18ХГТ, 12ХНЗА и 20Х2Н4А, колеса – стали, закаливаемые ТВЧ, 40Х и 40ХН; у передач комбайнов оба элемента пары изготавливают из цементируемых сталей 18ХГТ, 25ХГТ, 12ХНЗА, 18Х2Н4ВА, 20Х2НЧА, 20ХГН2МБФ.
Удовлетворительной надежности работы таких передач удается достичь применением ресерсосберегающих упрочняющих технологией: закалки ТВЧ, цементации с закалкой. Однако такие процессы из-за неизбежных деформаций при термической обработке деталей снижают точность на 1 степень при ТВЧ и на 2-3 степени при цементации и закалке, что резко сокращает ресурс работы зубчатой пары.
Факторы, влияющие на нагрузочную способность зубчатых колес
В результате неизбежных погрешностей профиля и направления зуба, непараллельности осей и т. п. возникают колебания передаточного отношения и дополнительные нагрузки в зацеплении, а также вибрации и повышенный шум. Дополнительные динамические нагрузки пропорциональны окружной скорости и параметрам, характеризующим погрешности шагов. Более высокие степени точности передач обеспечивают снижение динамических нагрузок, массы, габаритов передачи и повышения ее ресурсов.
Одним из основных направлений в решении задачи повышения прочности и ресурса зубчатых передач забойных машин следует считать доведение колес до 7-8 степени точности, что достигается применением шлифования, притирки и доводки.
При назначении степени точности для силовых передач следует руководствоваться указаниями, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
|
Степень точности |
Передача с прямыми зубьями |
Передача с непрямыми зубьями | ||
|
цилиндрическая |
коническая |
цилиндрическая |
коническая | |
|
максимальные значения окружных скоростей, м/сек | ||||
|
4…5 |
15 |
12 |
30 |
20 |
|
6 |
до 15 |
до 12 |
до 30 |
до 20 |
|
7 |
до 10 |
до 8 |
до 15 |
до 10 |
|
8 |
до 6 |
до 4 |
до 10 |
до 7 |
|
9 |
до 2 |
до 1,5 |
до 4 |
до 3 |
Особенности электростартерного пуска
Пусковые качества двигателей на автомобилях оценивают по минимальной температуре надежного пуска и времени подготовки двигателя к принятию нагрузки. Минимальная температура – это наиболее низкая температура окружающего воздуха, при которой возможен надежный пуск двигателя. При этом температура узло ...
Назначение и условия работы детали
При опорно-осевом подвешивании тяговых двигателей наблюдается износ моторно-осевых подшипников как по внутренней поверхности, залитой баббитом и контактирующей с осью колесной пары, так и по наружной поверхности, сопряженной с остовом тягового двигателя. При нарушении технологии ремонта моторно-осе ...
Проверка типоразмера каната
- должно выполняться соотношение между диаметром выбранного каната и диаметром блока крюковой подвески: . (2.6) , по табл.2.7 [2], . - фактический коэффициент запаса прочности каната не должен превышать табличного: Данные условия выполняются. ...



